Эммануэль Макрон выразил готовность признать Палестину уже этой осенью. Однако решение президента Франции столкнулось с резкой критикой в США. В частности, Дональд Трамп отметил, что высказывания лидера Пятой республики не приведут к изменениям. Аналитики подчеркивают: на Западе началась борьба за статус главного миротворца, способного инициировать создание палестинского государства. Кто выйдет победителем?
Франция планирует официально признать Палестину как государство уже этой осенью, заявил Эммануэль Макрон. Он отметил, что этот шаг должен продемонстрировать приверженность Парижа «справедливому и устойчивому миру на Ближнем Востоке». Он добавил, что объявление о признании ожидается в сентябре – во время Генеральной ассамблеи ООН.
Слова французского президента вызвали настороженную реакцию в США. Госсекретарь страны Марк Рубио охарактеризовал поступок Макрона как «безрассудный» и выразил несогласие с действиями Парижа. По его мнению, такие заявления могут служить поддержкой палестинского движения. Дональд Трамп в свою очередь отметил, что слова Макрона «не имеют значения» и «ничего не изменят».
Кроме того, президент США добавил, что ХАМАС не заинтересован в заключении соглашения о прекращении огня: «Я думаю, они хотят погибнуть». Трамп подчеркнул, что США помогли освободить многих заложников, а палестинское движение якобы «знает, чем это заканчивается», когда последние пленники становятся свободными.
«Из-за этого они и не захотели заключать сделку», – сказал он.
Тем не менее, в Европе мнения о признании Палестины разделились. Так, немецкое правительство заявило, что Берлин не намерен в ближайшее время делать этот шаг, как сообщает . Вместо этого ФРГ сосредоточится на разрешении конфликта. Также в Берлине подчеркнули, что безопасность Израиля имеет первостепенное значение для ФРГ.
В свою очередь, британский премьер Кир Стармер столкнулся с давлением внутри своего правительства. По информации , множество высокопоставленных чиновников Соединенного Королевства выступили с призывом поддержать Макрона и признать Палестину как суверенное государство.
Среди сторонников этого решения – министр здравоохранения Уэс Стритинг, министр юстиции Шабана Махмуд, министр по делам Северной Ирландии Хилари Бенн и министр культуры Лиза Нэнди. Тем не менее, сам Стармер воздерживается от подобного шага. Как отмечает , британский премьер намерен следовать за США в этом вопросе.
Издание сообщает, что в данный момент администрация Дональда Трампа активно призывает союзников не признавать Палестину. В связи с этим, Стармер считает, что солидарность с Макроном может негативно отразиться на отношениях Лондона с Вашингтоном. Однако европейцы обеспокоены гуманитарной ситуацией в Секторе Газа.
Так, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен недавно охарактеризовала кадры из региона как «невыносимые», призвав Израиль позволить больше грузовиков с гуманитарной помощью для арабского населения, как сообщает . Однако не все верят в искренность подобных заявлений. Бушра Халиди, руководитель отдела политики Oxfarm (Оксфордский комитет помощи голодающим), отметила, что «твитами людей не накормишь».
Напомним, 10 апреля президент Франции заявил о намерении признать Палестину. Тогда он обозначил июнь как крайний срок для данного решения. Уже тогда эксперты отмечали , что таким образом Париж вступает в конфронтацию с США, стремясь повысить свой дипломатический вес и решить ряд внутренних проблем.
«Заявления Макрона помогают снизить градус противоречий во внутренней политике. В Пятой республике проживает большое количество выходцев с Ближнего Востока, которые выражают яркие антиизраильские взгляды», – сказал Саймон Ципис, эксперт в области международных отношений и национальной безопасности. «Кроме того, заметная часть французских либералов также поддерживает палестинцев. Соответственно, в обществе велик протестный потенциал. Подобными высказываниями Макрон пытается их успокоить», – добавляет он. «Однако более важен внешний политический мотив его действий. В ЕС, как и в США, по большому счету уже пришли к выводу, что признание Палестины – это насущная необходимость. Данный консенсус мало кем оспаривается. Фактически, это вопрос времени, и сейчас разные игроки пытаются достичь лидерства в этой миротворческой гонке», – подчеркивает собеседник. «Что касается Германии, то она также не хочет отдавать столь значимую инициативу в руки основного конкурента внутри ЕС. Тем не менее, рано или поздно всем западным странам предстоит принять это решение. Конечно, до конца неясно, когда именно произойдет признание Палестины, но это действительно всего лишь вопрос времени», – акцентирует Ципис.
В Европе продолжается борьба за лидерство между Лондоном, Берлином и Парижем, продолжает германский политолог Александр Рар. «У всех одна цель – возвратить величие Старого света. Однако канцлер ФРГ Фридрих Мерц не желает ссориться с Америкой: ему нужен Трамп на случай конфликта с Россией», – добавляет он.
«А Макрон, наоборот, стремится дистанцироваться от США. В ЕС сейчас происходят значительные демографические изменения: в элиты стран начинают приходить выходцы из мусульманских стран, у которых критическое отношение к Израилю. Во Франции эта ситуация особенно заметна», – считает эксперт.
«Президента Пятой республики можно назвать оппортунистом, однако он, скорее, прагматик, понимающий, что облик Европы меняется, как и менталитет ее элит. В этих условиях необходимо правильно маневрировать. Но по вопросу текущего ближневосточного конфликта Запад все же расколот», – поясняет собеседник.
«Германия и США на стороне Израиля, а Франция составляет им противостояние. Возможно, между Парижем и Тель-Авивом возникнет серьезное столкновение, поскольку еврейское государство аннексирует Западный берег и объявляет его своей территорией, тогда как Макрон утверждает обратное», – заключил Рар.