Частенько я теперь вспоминаю этого медика и, кстати, совершенно несправедливо обижаемого человеческой памятью гуманиста, когда пытаюсь разобраться в попытках нашего главрегулировщика в лице ЦБ сдержать инфляцию. Очень, знаете ли, все эти поднятия ставок напоминают попытку вылечить насморк посредством той самой "уравнительной" машинки. Но я — не экономист, у экономистов, может быть, ассоциации еще увлекательнее возникают.
Вот такие, например… В. Ложкин
Вот, к примеру, имеем мы очередное повышение учетной ставки и обещание следующего. Ну молодцы, повысили.
Банки проценты по выдаваемым кредитам тоже повысили.
Кредиты стали дороже.
Кредит дороже — и ладно бы с ним, тем более, что потребитель, уже и так загнанный в долговую кабалу, помнит, где теперь деньги нужно искать, ему даже рекламу соответствующую не только разместили везде, но и в почтовые ящики примерно раз в неделю заботливо кладут, а вот производитель после определенных значений начинает хвататься за голову: ни расшириться, ни на запас расходников потратиться, и оборудование впрок закупить — всё, плакали доступные кредиты, развитие тоже рыдает.
Здравствуйте, тетушка Стагнация! Надолго к нам? Говорит, что надолго — более того, она тут с собою соседа привела, по фамилии Кризис, и об их прибытии генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов возвестил.
«Заемными средствами предприятиям пользоваться сегодня просто невыгодно, — подчеркнул он. — Падает экспорт высокотехнологичной продукции. Если мы заключаем контракты на продукцию, производственный цикл которой более года, мы получаем авансовый платеж максимум в 30-40%. Оставшиеся средства нужно брать в кредит. А при такой ставке всю прибыль, которую мы предусматриваем, съедают проценты, которые мы вынуждены заплатить банку».
Он утверждает, что не знает ни одного бизнеса, который настолько рентабелен, что может обслуживать такую процентную ставку, а потому предрекает будущие массовые банкротства предприятий.
А я знаю тех, кому по силам.
Я — знаю! Это банковский сектор, и — пока что — девелоперы.
Ведь ЦБ пошел им навстречу — и с 10 октября 2024 года по 31 марта 2025-го позволил не ограничивать для банков полную стоимость ипотечных кредитов, выданных на покупку или строительство жилья или земельного участка.
Вы удивитесь, но, несмотря на некоторое проседание продаж жилья, люди всё еще берут ипотечные кредиты. Почти 50 тыс. ипотечных кредитов оформили жители России в Сбербанке в сентябре 2024 года. Большая часть кредитов пришлась на вторичное жилье. Да, те самые кредиты, переплата по которым достигнет 400% к концу срока. И ведь всё равно берут!
И вот это больше всего лично меня напрягает, даже больше, чем многообещающее заявление г-на Чемезова.
Хорошая, братцы, хорошая! И от машин во дворах тесно!
Почему? Потому что подозреваю я за всем этим неослабевающую "народную чуйку", которую уместно будет проиллюстрировать байкой времен моей юности.
Итак, год 1989-ый, Союз покачивается, но всё еще стоит, а коллега моей матушки снимает все свои сбережения, берет в Сбербанке кредит под немыслимые 8% (с непременным ходатайством от профсоюза, что работник она — надежнее некуда и вообще со всех сторон персона исключительно положительная) и где-то зимой, уже ближе к году 90-ому, покупает каменную дачу примерно в 20 км от города, с доступом на автобусе и электричке аж за 15000 рублей! Продавцы уезжали в солнечный край яффских апельсинов, поэтому оставили там весь инструмент, мебель и даже запас дров.
Надо ли говорить, что после известных событий этот кредит она закрыла легко? Вот просто раз — и закрыла! А дача в период начавшихся рыночных пертурбаций стала прекрасным продовольственным подспорьем, а зимой — так даже и финансовым, потому что сдавала она её бригаде культурных молдаван-отделочников, которые ей довели до ума красоту в доме в порядке частичного взаимозачета.
Чистый профит! Безупречный расчет!
Так вот, отчего-то у меня возникают странные ассоциации… Воспоминания. Вот только как бы они не о будущем вышли.
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях