Декриминализация врачей — что нас ждет на самом деле?

А в чем, собственно, весь этот ажиотаж? Избавили медиков от ст. 238 УК РФ — и что, стоит ли паниковать и кричать "Аааа, теперь они нас всех !!!" или лучше остановиться и поразмыслить? По крайней мере, о том, кому это может быть выгодно.

Итак, начнем с азов: почему вообще возникали эти дела?

Потому что существует такая группа людей — заботливые родственники, не обладающие медицинскими знаниями, но знающие о своих правах, и другая группа — правоохранители, стремящиеся к успеху. Однажды они пересекаются.

Да, у каждого врача есть свой опыт работы с потерями. Почти у каждого — за исключением, возможно, удачливых окулистов, а у хирургов их немало… Все сложные операции или экстренные вмешательства, проводимые в условиях, угрожающих жизни из-за сопутствующих заболеваний или состояния пациента, неизбежно сопряжены с риском, и легко могут быть расценены как предоставление услуг, не соответствующих нормам безопасности, если результат оказывается негативным.

Статьи, которые касаются ответственности за врачебные ошибки и халатность в рамках других статей Уголовного кодекса, таких как статья 109 (причинение смерти по неосторожности) или статья 293 (халатность) — остались в силе. Так что не стоит волноваться и кричать, что "их освободили от всякой ответственности" — этого не произошло. Ответственность за реальные ошибки никто не отменял.

Тем не менее, в 2022 году было открыто около 260 уголовных дел против врачей по скандальной статье 238. Многие из них касались случаев, когда неблагоприятный исход не был связан с халатностью или ошибками при проведении операций, а возникал из-за объективных обстоятельств, таких как осложнения, вызванные состоянием здоровья пациента.

Напомню один из самых одиозных случаев и приговоров по этой статье. Дело хирурга Мариинской больницы Рубена Аванесяна, который провел паллиативную операцию 38-летнему пациенту с раком IV стадии, которому ранее было отказано в операции в НМИЦ онкологии им. Петрова. На момент обращения к Аванесяну ситуация была такова, что, если пациенту не сделать операцию, он обязательно уйдет из жизни, если не от рака, то от кишечной непроходимости или профузного кровотечения, симптомы которых нарастали на протяжении почти года. То есть исход для больного был предопределен, вопрос заключался лишь в том, страдать ему или хотя бы немного облегчить свои страдания.

Я писала об этом деле и приговоре:

Хотелось бы помучиться? Становись Врачом.Venefica15 ноября 2023

Затем вмешались родственники — сестра и мать, от которых пациент, из-за сложных внутрисемейных отношений, скрывал свое состояние, и… врач был осужден, а остальные медики получили ненавязчивое предупреждение: не вмешиваться, пусть следующий несчастный (а такие будут обязательно) сам справляется. Мученики — сразу в рай!

Добавлю, что чуть более месяца назад из-за этой 238 статьи, можно сказать, ушел в вечность один мой интернет-знакомый, хороший, умный и еще не старый человек, у которого возникли проблемы с имплантированным клапаном на фоне диабета.

Я понимаю, почему врачи сделали такой выбор — назначить "облегчающие" лекарства и не вмешиваться дальше. У них есть семьи, дети, свобода, в конце концов — а у него шансы были минимальные. И не осталось совсем. Я не имею права их осуждать — я понимаю, что это значит для них.

Кроме того, ст. 238 УК РФ устанавливает максимальный срок давности уголовного преследования — целых 10 лет. Это, знаете ли, очень удобно — можно выплеснуть свою злость на медика, который виноват лишь в том, что не успел переписать завещание в нужную сторону.

Я цинична! Да. Просто обладая некоторыми знаниями о жизни…

Но, конечно, журналисты некоторых изданий не могли не порадовать общественность вполне предсказуемыми заголовками:

И чего только не напишешь ради клика….

И этим авторам мне хочется задать вопрос — так вам шашечки или… ? Что лучше, честнее, милосерднее, наконец — оказывать помощь, зная, что ты можешь проиграть в борьбе со Смертью — или осторожно ждать по протоколу, лишь бы никто не докопался?

А главное — общественный "соцзаказ" на преследование врачей никуда не уходит.

Памятная карикатура…

Просто законодатели сейчас заделали одну дырышку — так в другую желание просочиться. А врачей становится все меньше, а недовольных — все больше, но лечение проблемы назначается не кардинальное, а симптоматическое… Как в случае, о котором я упоминала ранее.

На кардинальное нет ни сил, ни воли, да и средств…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек