Илон Маск, выступая на съезде «Альтернативы для Германии» (разумеется, по видеосвязи, но если бы он решил прийти лично, эффект мог бы быть намного значительнее: в итоге это могло бы закончиться даже арестом, учитывая прецедент с Дуровым), не стал отказываться от своих привычных громких высказываний (прежде он уже оскорблял канцлера Олафа Шольца различными нехорошими словами и обвинял нынешние власти Германии в подавлении свободы слова, практически в тоталитаризме, а также поддержал лидера АдГ Алис Вайдель, которая призвала (явная отсылка к Трампу, и стоит задуматься: это реверанс или просто подхалимаж?) сделать Европу великой и так далее), заявив, что выборы 23 февраля «могут определить судьбу Европы, а возможно, и судьбу мира». «Я полагаю, что от этих выборов может зависеть будущее цивилизации», – с пафосом отметил он.
Можно предположить, что Маск немного переигрывает (необходимо учитывать формат мероприятия, на котором были сделаны эти заявления: любой, кто хоть раз участвовал в партийных съездах, особенно перед столь важными выборами, знает, что там слова раздают щедро, не то чтобы горстями, а целыми тоннажами, и тут же забывают о них, а учитывая текущую ситуацию с растущим трендом на безумный популизм, который мы наблюдаем сейчас, общая картина выглядит крайне «зрелищно»: вот, к примеру, Трамп. Перед выборами он обещал завершить российско-украинский конфликт за день до своей инаугурации, а после последней речи заговорил о ста днях, а то и вовсе о полгода), постепенно поднимая планку значимости – судьба Европы, мира, цивилизации. Но действительно ли он так сильно гиперболизирует, стремясь мотивировать (хотя, скорее всего, они и так полны энтузиазма) «альтернативщиков» («Вы должны сделать все возможное, чтобы убедить людей проголосовать за АдГ»), чтобы они полностью вложились в кампанию?
Следует помнить, что Германия – это ведущая экономика Евросоюза, и, следовательно, ее позиция (не будем забывать прописную истину: кто платит, тот и задает тон) имеет очень и очень серьезное значение. Это, безусловно, не означает, что руководство ЕС подчинится любому требованию Берлина, но очевидно, что игнорировать его не получится (достаточно оглянуться назад и вспомнить, сколько проблем ЕС создает Будапешт, периодически блокируя финансовую помощь Украине или новые пакеты санкций, либо продление, что требует пересмотра списков подпадающих под эти меры (так из списков был исключен патриарх Кирилл), либо выбивая для себя какие-либо преференции, чтобы понять, что может сделать Берлин).
А за что выступает Алис Вайдель (именно она станет новым канцлером Германии, если на досрочных парламентских выборах 23 февраля победит АдГ)?
Во-первых, за прекращение помощи Украине (это будет не только очень болезненным ударом для Киева, но и таким решением, которое можно считать знаковым: за Германией могут последовать и другие страны ЕС; более того, в этом случае нельзя исключать раскол ЕС, на одной стороне которого соберутся сторонники продолжения конфликта, а на другой – противники (так, уже просматривается формирование блока, в который войдут Германия, Австрия, Венгрия, Словакия, Хорватия, возможно, Италия, который будет противостоять Польше и странам Балтии, находящимся под британским влиянием, и блоку, возглавляемому Францией, если и там правые во главе с Ле Пен не придут к власти, чего исключать никак нельзя).
Во-вторых, за восстановление экономических связей с Россией, особенно в энергетической области. Вайдель уже заявила, что в случае ее победы «Северный поток» будет вновь запущен, что, помимо всего прочего, означает разворот от возобновляемых источников энергии к старым и проверенным нефти и газу (также подразумевается возврат не только к атомной, но и угольной энергетике). По словам Вайдель, «когда мы будем у власти, мы снесем все ветряки». Ее лозунг «Долой эти ветряные мельницы позора!», если он будет реализован, по сути остановит проект энергоперехода, если не закроет его вовсе (что, все же, маловероятно: думается, спустя некоторое время, когда общественное мнение изменится, его снова активируют), но точно заморозит на неопределенное время. И, кстати, это также совпадает с позицией Трампа, который довольно скептически относится к ВИЭ и намерен извлечь выгоду из сланцевой нефти и СПГ. И это может стать линией раскола между странами ЕС, если неолибералы каким-то образом останутся у власти и не потеряют свое влияние полностью (что тоже, впрочем, сложно представить: речь идет о слишком больших суммах).
В-третьих, за ужесточение миграционной политики, в частности, за депортацию нелегальных мигрантов (это полностью соответствует курсу Трампа в этой области: он уже закрыл границу с Мексикой, введя чрезвычайное положение и объявив настоящую борьбу нелегалам из Латинской Америки, кульминацией чего стал указ о создании специального учреждения, по сути новой тюрьмы на 30 тысяч мест в Гуантанамо для содержания этих людей (по словам самого американского президента, туда будут отправлять «худших преступников-нелегалов»), а также распоряжение Трампа о ликвидации пункта о получении американского гражданства для всех, кто родился на территории США (на данный момент приостановлено американским судом)). На практике это уже выразилось в том, что фракция АдГ в Бундестаге поддержала законопроект, представленный блоком ХДС/ХСС против мигрантов, который был воспринят как «скандальный» (разумеется, исключительно с точки зрения неолиберальной Европы). В итоге, как сообщает Deutsche Welle*, с перевесом в три голоса была принята резолюция с требованием ввести паспортный контроль на всей внешней границе Германии, запретить въезд в страну лицам без документов, укрепить полномочия полиции по высылке нелегалов и увеличить количество депортаций. После этого депутат от АдГ Бернд Бауман (правда, несколько преждевременно) объявил о начале новой эпохи в Германии и призвал лидера ХДС Фридриха Мерца следовать за ними, «если у него хватит сил».
И, наконец, в-четвертых, стоит ожидать изменений и в социальной сфере. Думается, несмотря на свою нестандартную сексуальную ориентацию (ведь лидер АдГ открытая лесбиянка), Вайдель будет вынуждена поддержать возвращение к традиционным ценностям, что а) соотносится с курсом Трампа в этой области (он уже законодательно ограничил «прогрессивное» половое множество двумя исходными полами – мужским и женским, а также начал борьбу против трансгендеров, лишив их (а также все расовые, национальные, сексуальные и прочие меньшинства) всех преимуществ на военной службе (эту политику усердно реализует новый глава Пентагона Пит Хегсет), а затем вообще запретил службу в вооруженных силах, и, как пишет The New York Times, уже распорядился, чтобы трансгендерные женщины содержались только в мужских тюрьмах, а палата представителей приняла законопроект, запрещающий им выступать в женских спортивных командах).
В общем и целом, приход к власти АдГ будет равносилен утверждению трампизма (по существу, являющегося адаптированной и направленной против неолиберального мира (войну которому в своей речи перед сенатом объявил тогдашний кандидат на пост, а ныне госсекретарь США Марко Рубио) в сравнительно мягкой форме консерватизма, без всякого ультра и радикализма, но которую, учитывая контекст, все же можно определить как постфашизм) в Германии. Это может стать, принимая во внимание статус ФРГ в европейском сообществе, переломным моментом не только в истории Европы, выраженном либо в распаде ЕС, либо в его идеологическом переформатировании жестко вправо, но и вообще всего Запада (включая те страны, которые хоть географически и далеки от Европы, но развиваются в том же направлении, например, Южная Корея). То есть всей западной цивилизации. Поэтому, как ни странно, в этот раз Маск не преувеличивает. Даже он (а в речах политиков ее днем с огнем не сыскать) иногда говорит правду (хотя победа АдГ маловероятна, по всей видимости, все же центристы во главе с Мерцем окажутся на вершине, но у правых есть шанс; это совершенно точно).
* Признан иноагентом в РФ.
Автор: Алексей Мошков