Барыня обслугою недовольны

Существует один знаменитый блогер — Малка Л., которая делится с читателями тем, как жить, чтобы испытывать радость и избегать работы за гроши, так как это негативно сказывается на настроении и карме. И вот, мне попалось её искреннее недовольство недостаточной готовностью так называемой «обслуги» — мол, таксисты не знают город наизусть, а вместо сервиса, где «я пришла — обслужите меня».

пришли партнерские отношения двух индивидуумов, объединившихся для решения конкретной задачи, – тоже своего рода проект, в который вкладываются все участники.

Когда я прихожу в какой-нибудь «Боксберри» отправить посылку, приемщица удивляется, что ей приходится вбивать данные в формуляр – она считает, что мне следовало сделать это самой. Некоторые фирмы вообще принимают отправления только с подготовленными документами. То есть я должна мало того, что иметь дома полный комплект оргтехники и уметь им пользоваться. Я должна понять, как заполняются эти бумаги, и сделать это без ошибок.

Ужасно, не так ли?

И такая ностальгия по далекому-прекрасному-золотому времени возникает, когда

отношения «клиент – продавец» услуги в индустриальную эпоху повторяли доиндустриальную модель барин-холоп, то есть были прямой проекцией сословных отношений предыдущего формата. То, что холоп проявлял усердие, дабы не быть поротым, а свободный предприниматель – дабы заработать на хлеб, эта смена мотивации сама по себе была большим прогрессом. Но внешне весь ритуал остался прежним – клиенту кланялись и ради него старались ровно так же, как прежде кланялись барину.

Такое, знаете ли, ощущение тоски по согнутой в поклоне спине, аж сил нет!

На самом деле, в то золотое время, когда одни кланялись другим, кланяющихся и заискивающих было значительно больше, чем тех, кто с милостью взирал на согнутые спины, и предки этой дамы вряд ли к ним относились. Более того, даже в те золотые времена не всем кланялись, бывало и так:

Художник Перов "Дворник, отдающий квартиру барыне"

Барыня, конечно, принадлежит к высшему сословию, и не равна грубому дворнику, но денег у неё недостаточно, поэтому она снимает самое дешевое жильё, где её встречают соответственно её цене, а её цена — это столько, сколько она может заплатить за аренду. И это явно не комнаты в бельэтаже.

То же самое и с такси — вы можете вызвать эконом-вариант, а можете — премиум, где машинка будет эффектной, и дверь вам откроют, и багаж с вниманием примут — только плати. Но ведь хочется не платить — а получать так, как будто заплачено целое состояние!

Отсюда, кстати, и возникает грубость по отношению к кассиру в каком-нибудь "Пятерочке", и агрессия к терапевту в местной поликлинике, и недовольство на таксиста, который перепутал, к примеру, подъезд, потому что приложение в телефоне сработало неверно.

Давайте наконец честно ответим себе, могла ли дама, зарабатывающая пером для журналов, вместе с автором этого возмущения, который зарабатывает именно так, позволить себе в те далекие и прекрасные времена подобающей услужливости при покупке в модной лавке, откуда к ней бы отправили курьера с картонными коробками для шляп и новым платьем, или путешествие первым классом на "Восточном экспрессе"?

Нет. Её путешествие могло выглядеть иначе, например — вот так:

Бертольд Вольц «Раздражающий господин», 1874 год

Жесткая скамья, неприятный попутчик и отсутствие личного пространства!

То, что сфера услуг стала доступной тем, кто в прежние времена не мог себе позволить никаких услуг, а сам постоянно был в услужении — это признак демократизации этой области. Те, кто не мог позволить себе нанять экипаж, посетить парикмахера, заказать что-то из далекой страны или, наконец, поехать в эту далекую страну — теперь могут это сделать! И делают! В том числе благодаря тому, что им приходится взаимодействовать и общаться на равных с теми, кто им это всё предоставляет.

Тут всё просто: либо господа и «низшие», которых 90% и к которым относится и М. Л. , либо демократическое индустриальное равенство, где ты — мне, а я потом — тебе, а «особое привилегированное отношение» — за отдельную, и весьма высокую, плату.

Не следует ожидать, что в самолете "Победы" будет тот же сервис, что в бизнес-классе Эйр Дубай, и тем более в личном бизнес-джете. Это разные уровни, как и в те благословенные времена, когда одни летели на тройке с бубенцами, а другие добирались пешком или в розвальнях.

И не стоит возмущаться, что по Москве таксисты следуют навигатору — Москва так быстро меняется, что даже коренной житель однажды не сможет пройти там, где с детства без проблем бегал.

Да, "особое отношение" можно получить практически даром — и это распространено в той самой бездушной Европе, где, как мне кажется, мадам всё-таки бывала — личные отношения. Это когда улыбка и доброе слово, и неизменное "Здравствуйте!", это когда ты — постоянный клиент, а не "с недовольным лицом второпях пробегала". Тогда всё будет. В лучшем виде и только для вас.

А если нет — так нет. Каждый мир поворачивается ровно тем же лицом, с которым на него смотрят, и ровно настолько, сколько человек может за это заплатить. Мир-то, по сути, остался прежним, просто требования к нему возросли…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Что будем искать? Например,Человек